Переработка использованных шин. Применение резиновой крошки
Ежегодно в России используется, а затем выбрасывается более 1 миллиона тонн автомобильных покрышек. Круглая форма и малый вес при большом объёме не позволяют разместить эти отходы автотранспорта на свалках компактно. Вот и высятся на окраинах городов целые горные массивы резинового мусора. «Россия большая, пусть полежат, — скажете вы, — все равно через 150 – 200 лет сами разложатся». Может быть это правда. И не важно, что за это время образуются новые «Гималаи». Россия ведь большая!
А что если посмотреть на эту проблему под другим углом? Атмосферные осадки и грунтовые воды, воздействуя на мирно валяющуюся резину, вымывают в грунт множество токсичных веществ. Кроме того – повышенная пожароопасность на подобных свалках, размножение колоний грызунов, насекомых – этих мелких возбудителей инфекции и переносчиков болезней. Так ли уж безобидны свалки автомобильных шин?
С другой стороны – автомобильная шина прекрасный источник вторичного сырья. Более чем на две трети шина состоит из резины. Около 10% от общего веса занимает высококачественный металл. Остальное – технический углерод. В европейских странах в переработку идет около 80% этого добра. В России, к сожалению, до этих показателей ещё далеко. Но уже сейчас многие предприятия заняли эту нишу и успешно развиваются, перерабатывая автомобильные покрышки в другие, полезные человечеству материалы.
Одним из видов переработки автошин является механическое дробление на резиновую крошку. Рассмотрим основные области применения резиновой крошки:
1. Напольные покрытия для спортивных площадок и сооружений. Из крошки изготавливаются противоскользящие покрытия для входов, резиновые полы для детских игровых площадок, для строительства футбольных полей и искусственным травяным покрытием, спортивных площадок для бадминтона, бейсбола, площадок для бега, велосипедных дорожек и в других видах спорта. Для этого используется резиновая крошка размером 2 — 10 миллиметров. А вот крошка размером 1,8 — 5 миллиметров применяются как наполнитель для боксерских мешков, груш и так далее. Такие изделия обладают водонепроницаемостью, морозоустойчивостью, высокой прочностью на разрыв, небольшими расходами на содержание. Такие покрытия эксплуатируются в любых погодных условиях, легко ремонтируются, служат естественным изолятором. Крошка устойчива к ультрафиолету. Срок службы таких покрытий более пятидесяти лет.
2. Укрывочный строительный материал. Это совмещенный с битумом и полиуретаном стандартный кровельный материал. Крошку, размером до одного миллиметра, применяют для рулонной кровли, изготовлении резинового шифера, резиночерепицы. Для таких материалов используется до 40 процентов резиновой крошки.
3. Конструктивный фибробетон. Он применяется для глубинной заливки фундаментов. Для этого резиновая крошка смешивается с металлическим и текстильным кордом в определенной пропорции и добавляется в сухую цементно-песчанную смесь. До половины объема в таких смесях – резиновая крошка.
4. Отделочный строительный материал. Мелкая (размером до одного миллиметра) резиновая крошка смешивается с тиоколовой (полисульфидной) системой. Образуется стойкий укрывной материал. Он используется и как отделочный и как декоративный настенный материал.
5. Покрытие при строительстве дорог. На один километр дороги можно использовать до пятидесяти тонн резиновой крошки. Расчет ведется примерно так: 2% резиновой крошки от массы основного минерального материала. При ее применении улучшаются свойства дорожного покрытия. Повышается упругость, стойкость к трещинообразованию, морозоустойчивость. Срок службы такой дороги увеличивается в 2-3 раза. Из резиновой крошки изготавливают ограничители скорости. Это всем известные и так нелюбимые лихачами-водителями «лежачие полицейские». Кроме того, из крошки изготавливают дорожные переезды, всевозможные дорожные столбики.
6. Резиновая тротуарная плитка. Такая плитка имеет упругую поверхность, эстетичный внешний вид. В зимнее время плитка имеет повышенную сопротивляемость к скольжению. А дешевизна сырья делает производство такой плитки экономически выгодным.
7. Восстановление покрышек. Изготовление регенерата. В изготовлении и восстановлении покрышек, массивных шин, используется от пяти до двадцати процентов порошковой резины размером частиц от 0,2 до 0,45 миллиметров. Это яркий пример наименьшего видоизменения исходного сырья. Для регенерата используется крошка, размером до двух миллиметров.
8. Для изготовления деталей автомобиля. К ним относятся бамперы, брызговики, коврики, корыта для багажника, ручки, сайлент-блоки и втулки подвески, а также много других деталей. Резиновая крошка является добавкой к различным автомобильным мастикам.
Резиновая крошка применяется ещё во многих областях. Для покрытия полов и трапов в местах потока людей, для покрытия мостов при ремонте, для опор магистральных трубопроводов в областях вечной мерзлоты, для железной дороги в виде демпфирующих элементов подрельсовых подкладок, в качестве сорбента для сбора нефти и нефтесодержащих продуктов с поверхности воды. Из резиновой крошки изготавливаются подошвы для обуви, различные резиновые прокладки. Трудно представить, где в производстве не может применяться резиновая крошка!
Автомобильная шина, кроме резины (каучука), содержит кордное волокно и металлический корд. Волокно используется в производстве кровельного и звукоизоляционного картона, ДВП, бетона, гидроизоляционных паст. Добавляется в промывочные растворы и тампонирующие смеси для нефтяных и газовых скважин. Металлокорд, помимо применения в фибробетоне, отправляется на переплавку.
Конечно рынок продуктов из использованных шин еще недостаточно развит. С первичным сырьем крошка пока не выдерживает конкуренции. И государство в недостаточной мере поддерживает систему использования вторичного сырья. Однако автопокрышка может вернуть человечеству большинство природных ресурсов, применяемых при ее изготовлении. При хозяйском подходе к проблеме утилизации автомобильных шин это может принести явную экономическую выгоду.
05.11.2009, 2263 просмотра.