История российской лепнины из полиуретана
Лепнина стала украшением фасадов зданий в России лишь на рубеже 17-го и 18-го веков. Однако художниками было найдено уникальное сочетание монументальной живописи и этого элемента декора, так что вскоре лепнина стала одним из самых любимых приемов в декорировании интерьеров домов, а также и экстерьеров.
Беловая матовость поверхности старинной лепнины и лепнина из полиуретана чисто внешне достаточно сильно похожи, однако раньше белизна не напоминала позолоченную резьбу. Сам материал был другой, переходы светотеней были нежнее и мягче, создавалось некое свечение, форма была пластичнее. Рельеф лепнины был отчетливо прорисован. Стены же могли быть окрашены в ярко-голубой, нежно-салатовый, желтый и розовый оттенок. Современная лепнина из полиуретана также уникальна в своем цветовом разнообразии.
Ранее лепнина использовалась для обрамления окон, каминов, высоких потолков и арок. Функциональность со временем не изменилась, лепнина до сих пор находит широкое применение для этих же элементов интерьера. Изначально технология лепнины была связана напрямую с резьбой по дереву. Традиционно мастера и их подмастерья острым ножом корректировали форму лепного узора. Лепнина также делалась из мягкого камня, но вскоре этот вид был признан слишком дорогим декораторским приемом. Поэтому вскоре произошла замена камня на алебастр и гипс. Использовалась и интересная техника создания смесей из гипса, глины и мраморной крошки. Естественно, все производство было основано на ручном труде. Каждый лепной декор был уникален, а его качество всегда зависело от профессионала, в чьих руках оказывался исходный материал для будущей лепнины.
В России в период развития стиля барокко мастера стали все больше экспериментировать над узором лепнины, создавая причудливые изгибы, разные линии. В лепном декоре времен барокко прямые линии в узорах стен были заменены на полукруглые очертания. Лепнина преобразилась в легкий, словно находящийся в движении узор. Излюбленными фигурами мастеров становились изображения амуров со стрелочками и ангелов, а также букеты, фрукты. Украшения были насыщены, но оформление всей оставшейся поверхности оставалось сдержанным. Примером может служить дворец Монплезир в Петергофе.
06.01.2010, 1021 просмотр.